Анатомия ситуации

Наперекор «ковиду»

Как прошёл в школах области учебный год

Обучаясь более трех месяцев дома дистанционно, оставшись на всё лето без лагерей и площадок, первого сентября школьники ЕАО наконец вернулись в классы. Начался обычный учебный процесс. Впрочем, совсем уж обычным его не назовешь, потому что пандемия зловредного COVID-19 ещё не завершилась.

 103

ТОТАЛЬНЫЙ переход на карантин, как это было весной прошлого года, к счастью, не понадобился. Однако все ответственные за здоровье населения, в том числе и органы образования, были начеку. К началу учебного года 2020/2021 школы автономии снабдили дезинфицирующими средствами, в классах установили бактерицидные облучатели. Уборку и проветривание помещений проводили по более жестким графикам.

Контакты между классами, в том числе и на переменах, в столовых, свели к минимуму, а по возможности вообще исключили. Была изменена кабинетная система обучения: если раньше ученики шли к педагогам-предметникам, то теперь за каждым классом закрепили кабинет – и учителя шли к детям. Конечно, это не очень хорошо для самой учёбы: всё-таки предметные классы, особенно химии или физики, оснащены необходимым оборудованием. Но все понимали, что эти неудобства временные и они необходимы для предотвращения массового заражения детей и педагогов.

Благодаря, в частности, и этим мерам удалось сохранить непрерывность учебного процесса, причем для подавляющего большинства учащихся – в очном режиме. За весь учебный год лишь отдельные классы в случае выявления заболевания хотя бы одного из учащихся целиком отправлялись на карантин. Таких было немного.

– У нас всего три класса переходили на двухнедельное дистанционное обучение, – рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе биробиджанской школы № 8 Наталья СУРИКОВА. – На качестве обучения это никак не сказалось.

В других школах автономии случаи кратковременных карантинов отдельных классов были также единичными.

ПЕРЕХОД на продолжительное дистанционное обу-чение в предыдущем учебном году подтвердил поговорку «Нет худа без добра». Введение в обучение информационных технологий – требование времени. Но если до пандемии их использовали в своей практике не все педагоги, то в эти два с половиной месяца всем пришлось освоить программы, позволяющие проводить индивидуальные занятия с помощью Skype или видеоконференции в программе Zoom.

Конечно, ещё десять, да даже пять лет назад такой массовый охват школьников дистанционным обучением был бы невозможен. Но сегодня большая часть ребят имеют компьютеры или хотя бы смартфоны. Благодаря национальному проекту «Образование» учебные заведения значительно «перевооружились» в плане компьютеризации оснащения. Процесс этот начался до пандемии, но невозможность осуществлять очное обучение ускорила его.

– Только в 2020 году школы и средние учебные заведения области получили 270 ноутбуков для учителей и 1700 для обучающихся, – проинформировал нас заместитель начальника департамента образования ЕАО Илья КАРЕПОВ. – Приобретены интер-

активные комплексы в 46 школ. В этом году ещё 23 школы области получат ноутбуки и многофункциональные устройства для организации обучения. Некоторое количество ноутбуков были приобретены для детей из малообеспеченных и многодетных семей на спонсорские средства.

Педагогам были предоставлены значительно большие возможности для повышения квалификации в использовании новых методик преподавания, чем раньше. Дистанционное обучение было организовано как на областном уровне, на базе Института развития образования ЕАО, так и на федеральном: в интернете есть множество вебинаров, на которых учителя могут, как говорится, без отрыва от производства получать дополнительные профессиональные знания. Существует и такая возможность, как проведение онлайн-уроков в школах, где штат не заполнен, преподавателями из других школ.

Положительную роль сыграло дистанционное образование и для учеников. У детей появился полезный опыт самостоятельного получения дополнительных знаний через интернет. На активных образовательных платформах

Учи.ру и ЯКласс школьники могут получить доступ к качественным урокам по любому предмету. Больше возможностей стало для участия в различных онлайн-конкурсах. Разумеется, это касается тех, кто самостоятельно и целенаправленно стремится к повышению своего образовательного уровня.

– Конечно, ребят, которые и в классе не проявляют активности, пришлось контролировать вдвойне, – призналась преподаватель математики школы № 8 Татьяна БЕЛУГИНА. – Некоторые, чтобы себя не утруждать, заходят на сайт ГДЗ, где представлены решения домашних заданий. Но трудности были и у тех, кто хочет учиться, но не имеет достаточных средств, чтобы купить ноутбук или стационарный компьютер. Всё-таки сосредоточиться на объяснении учебного материала, имея только смартфон с маленьким экраном, ребёнку сложно. Не всегда надежно работал интернет: порой приходилось самой развозить задания и затем собирать выполненные работы. Но в целом «дистанционка» повысила ответственность как нас, учителей, так и учеников и их родителей.

В первой четверти учебного года всегда отводится немало времени на повторение и закрепление пройденного ранее материала. В этот раз этому было уделено особое внимание. Была проведена большая работа по выявлению слабо усвоенных тем. Организованы дополнительные занятия с отстающими.

– Итоги годовых контрольных работ ещё не подведены, но уже сейчас можно сказать, что снижения уровня знаний по сравнению с 2019 годом не произошло, – считает Илья Карепов.

ПОСЛЕ ТОГО как опыт тотального дистанционного обучения закончился, раздались голоса, что, может быть, школы вообще не нужны. Возможность самостоятельного получения знаний, кстати, была раньше, есть и сейчас. В начале учебного года некоторые родители написали заявления, что их дети будут обучаться дома. Таких ребят закрепляют за определённой школой, и в конце учебного года они должны пройти аттестацию.

– В нашей школе таких заявлений на первое сентября поступило четыре, – рассказала Наталья Сурикова. – Причины разные. Один ученик – старший в многодетной семье, и мама просто опасалась, что он заразится «ковидом» сам и заразит малышей. Через полгода ребёнок вернулся в класс. Ещё одни родители заявили, что их сын в новом учебном году будет учиться со всеми.

Наталья Валерьевна признала, что самостоятельное обучение приемлемо в старших классах, когда ученик определился с выбором профессии и усиленно изучает те предметы, которые ему понадобятся при поступлении в вуз.

Но всё же для большинства ребят школа ценна не только тем, что дает знания, но и возможностью общения в коллективе. И в этом плане коронавирус навредил в наибольшей мере. Организовывать общешкольные мероприятия было запрещено. Они проводились по классам, но представьте себе атмосферу на новогодней ёлке для одного класса... Не было и общешкольных, городских, районных спортивных соревнований, смотров школьной самодеятельности, объединяющих ребят. Нарушилась традиция шефства старшеклассников над малышами. Скромно прошли и последние звонки для выпускников. Винить здесь некого, такова необходимость. Остается только надеяться, что пандемия к следующему учебному году будет если не полностью побеждена, что вряд ли, то, по крайней мере, присмиреет.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Расписание транспорта

Полезные услуги