ОБЩЕСТВО

Польза или вред?

Сегодня практически невозможно представить нашу жизнь без интернета. Всемирная паутина уже давно вошла во все её сферы, подарив людям массу возможностей. Количество юзеров в Сети растет с каждым днем, и они становятся всё моложе. При этом, несмотря на все свои плюсы, интернет способен нанести серьёзный вред здоровью школьника, вызвать множество негативных последствий. Помочь разобраться в этой дилемме нам поможет педагог-психолог центра «МОСТ» Оксана БОРОДИНА. Не так давно в рамках образовательной площадки «Энциклопедия современного родителя» в Центре прошел круглый стол на тему «Интернет – это...». Окончание названия вынесено в заголовок данного материала.  

 07

– Оксана Владимировна, на сегодня психологи могут дать однозначный ответ на поставленный вопрос?

– До сих пор ведутся активные споры. Сторонники современных технологий приводят аргументы о ценности интернета для полезного развития ребёнка, в то время как скептики видят лишь вред от воздействия соблазнов Сети. Но прежде, мне кажется, следует разобраться, что дети разных возрастов делают в интернете.

– Давайте начнем с... начальной школы. Сейчас каникулы – и время, проводимое детьми за гаджетами, уверен, заметно увеличилось.

– В этом возрасте школьники часто использует ТикТок и другие социальные сети для выкладывания своих видео. Нужно отметить, что таким образом ребёнок самореализуется в творческой форме. Это очень хорошо, потому что любая самореализация – это психотерапевтическая работа внутри себя. Плюсы в том, что в дальнейшем ребёнок сможет свободно говорить на камеру, петь и танцевать. Дети социализируются: учатся устанавливать контакты и взаимодействовать с другими людьми.

– Наверняка есть и минусы такого увлечения социальными сетями?

– Они начинаются, когда ребёнок бесконтрольно «зависает» в соцсетях, выкладывает по несколько десятков видео в день и при этом отказывается заниматься школьными заданиями. Здесь можно говорить о проблеме. На этом этапе важно понять, почему так происходит, причины могут быть разными.

08

– Каковые основные?

– В первую очередь, отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. В ситуациях, когда дома ребёнок чувствует себя одиноким и ненужным, не получая любви или эмоциональной поддержки, он стремится уйти туда, где сможет получить всё это. Часто такой причиной является невозможность найти хобби, увлечения, интересы и привязанности, не связанные с компьютером, а также... жажда приключений. Если школьник не находит вовремя интересующую его сферу деятельности, как то прогулки, спорт, общение со сверстниками, чтение, рисование и многое другое, он не придумывает ничего иного, кроме того как сесть за компьютер и найти всё в нём. Возможно, ребёнок просто в силу возрастных особенностей не понимает, зачем интернет и что с ним делать. Тогда ему необходимо дать разъяснения.

– Как построено общение в сети в среде подростков?

– Если взять категорию ребят с 12 до 18 лет, нужно отметить различия в развитии мальчиков и девочек. У девочек с 10 до 14 лет идет активный гормональный всплеск, у мальчиков он наступает примерно к 14 годам. У мальчишек в возрасте до 15-ти основная деятельность в интернете – игровая. Целыми днями они могут сидеть за всевозможными «стрелялками» и «бродилками», пытаясь реализовать свои потребности в лидерстве и самоутверждении. При этом мальчики значительно реже находятся в социальных сетях для общения. Девочки предпочитают инстаграм, ТикТок и ВК именно для него. И здесь будут прослеживаться явные гендерные различия в пользовании интернетом.

После 14-15 лет уже формируется интерес к поисковым системам, когда подросток может загуглить интересующую его тему и получить ту информацию, которая интересна именно ему. И это плюс: у подростка есть возможность образовываться и развиваться в разных областях.

09

– Но и тут ведь не всё гладко?

– Конечно. Информации очень много – и есть риск столкнуться с такой, что подростку знать совсем не обязательно. Более того, она может нанести вред. Речь о контенте, содержащем сцены порнографии, насилия, домогательства, преследования, кибербуллинга, хулиганства... Проблемы могут начаться и тогда, когда подросток зависает в соцсетях бесконтрольно. Ведь он может представиться кем угодно, сделать любую фотографию и придумать о себе историю. Когда он живет не в социуме, в семье, школе с друзьями на улице, а оказывается затянутым в виртуальный мир, в котором он принимаем и где получает эмоциональные «поглаживания».

Подростковый период дан для того, чтобы ребёнок научился выстраивать социальные связи. Если у него имеется опыт общения лишь в соцсетях, в дальнейшем он может столкнуться с большими проблемами. Скорее всего, просто не сможет социализироваться. Если ребёнок пришел со школы и начал играть для того, чтобы получить эмоциональную разрядку, мы можем говорить о его нормальном поведении. А если он полностью отказывается от социальных контактов, не ходит в школу, не имеет друзей, не общается с родителями, врет, ворует деньги, чтобы потратить их на очередную игру, необходимо бить тревогу.

10

– Какие действия необходимо предпринимать в этом случае?

– Для начала – обратиться к психологу. Если ребёнок не идет на контакт с ним, учителями, родителями, есть смысл получить консультацию психотерапевта. Бывают расстройства личности, которые приводят к нарушениям социализации – и работать с ними должен либо врач-психотерапевт, либо психиатр.

11

– Чтобы дело не дошло до врачебной помощи, что бы вы посоветовали родителям детей, у которых «дружба» со Всемирной паутиной зашла слишком далеко?

– Есть только одна рекомендация, которую не устают повторять, наверное, все психологи: с детьми нужно разговаривать. Спросите у ребёнка, что он делает в интернете, в какие игры играет, какую информацию ищет. Поверьте, подростки с удовольствием рассказывают о том, что им нравится и чем они занимаются. Интересуйтесь тем, что интересно вашему ребёнку.

Не нужно начинать с критики, тем самым вы сразу ставите барьер между вами. Метод кнута, когда вы накладываете запрет на пользование интернетом или вовсе забираете гаджет, не работает. Вы делаете только хуже. Да вам может не нравиться музыка, которую слушает ваш ребенок, игры, в которые он играет. Но разве вашим родителям нравились ваши любимые исполнители, которых вы слушали в подростковом возрасте? Помогите своему ребёнку развить себя и свою личность. В этом случае ваши отношения станут более гармоничными. Вашему сыну или дочери не придется бесконтрольно уходить в виртуальную реальность. Ведь у него и так в порядке!

– Пожалуй, нужно записать вместе с сыном ролик в ТикТок…

 

Беседовал Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ

ДЭК-МИР

Полезные услуги

Расписание транспорта