Инициатива

Ребёнок поверил в себя

Как большой проект помог маленькому человеку

02

Начало см. на 1-й стр.

Многолетний опыт педагогов кафедры ИЗО и дизайна нашего университета показывает, что работа с детьми с ОВЗ необходима, так как среди них есть одарённые, очень способные, талантливые ребята, которые нуждаются в наставнике, педагоге-мастере. Творчество увлекает и отвлекает, помогает реализовать свои способности. Есть дети, возможности которых весьма ограничены, но они на своем уровне любознательны, стремятся к красоте и понимают её, хотят удивляться и создавать новое своими руками, испытывают большую радость от того, что их труд получает высокую оценку и понимание.

Программа, рассчитанная на полтора года, стартовала 1 сентября 2020. Она разделена на три части. На данный момент успешно реализованы два этапа. Несмотря на пандемию за прошедший учебный год было проведено около 200 мастер-классов по художественной композиции, бумагопластике, компьютерной графике, организована выставка творческих работ участников программы, состоялось четыре выездных пленэра, два из них –  в живописных местах поселка Кульдур. Были организованы и проведены курсы повышения квалификации для учителей ИЗО «Формы и методы инклюзивной работы в области изобразительного искусства», а также лекторий по вопросам культуры и искусства.  

В программе приняли участие свыше 85 детей. Занятия проводились на базе Центра образования «Ступени», Специальной (коррекционной)  школы,  Центра инклюзивного образования, Центра коррекционного развития  технологий  факультета педагогики и психологии – Центра педагогического образования Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, городского общества инвалидов, воскресной школы биробиджанской епархии, в лицее ПГУ им. Шолом-Алейхема, на базе Музея современного искусства и кафедры изобразительного искусства и дизайна местного университета.

Дети получили возможность пройти длительную творческую образовательно-воспитательную программу в области культуры и искусства. Все ребята, включенные в творческое сообщество Еврейской автономной области, стали участниками выставочного оборота, получили навыки необходимой социализации, которые положительно повлияли на коррекцию различных форм заболеваний.

03

На мой вопрос, почему именно искусство, художественное творчество лежит в основе программы, её руководитель Елена АБДУРАЗАКОВА ответила:

– Для того чтобы справиться с этой жизнью, стать счастливым человеком. На мой взгляд, художественное воспитание детей в современной образовательной системе не может быть второстепенным. В процессе становления личности огромная роль принадлежит искусству, которое развивает духовный мир ребёнка, его нравственные убеждения, формирует систему морально-этических и эстетических ценностей.  Творчество обладает мощной позитивной энергией, является особым источником вдохновения. Это особенно важно для той категории детей, которые в силу своих психологических проблем и физических недостатков сталкиваются с большими трудностями при включении в обычный мир, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию. Процесс социализации детей-инвалидов – это долгий и сложный процесс. Успешность социализации ребёнка с ОВЗ во многом зависит от влияния социализирующих агентов, помогающих ему осваивать необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения. Творческая деятельность развивает у детей все функции: восприятие, память, внимание, мышление, делает жизнь эмоционально-насыщенной. На занятиях по бумагопластике и художественной композиции у них в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции. Бумагопластика способствует развитию эмоционально-чувственной и эмоционально-волевой сферы, образного мышления, мелкой моторики рук, оттачивает глазомер, точность движений, а также реализует их творческие возможности и способности, стимулирует развитие памяти, воображения, внимания, тренирует усидчивость. Пленэрная деятельность формирует навыки наблюдения. Огромную роль играет эмоциональная включенность ребёнка в процесс создания изображений на всех этапах обучения, так как многие дети с проблемами развития эмоционально неразвиты. Хотела бы обратить внимание на то, что наша программа основана на инклюзивном подходе, девиз которого «Мы все разные, но мы вместе». И здоровые дети, и дети с особыми потребностями растут и развиваются сообща: играют, рисуют, общаются, делятся впечатлениями, помогают друг другу, поддерживают. Кроме того, важный гуманистический и толерантный опыт приобретают здоровые дети, которые учатся понимать и принимать, например, ребёнка-аутиста, быть к нему терпимым, добрым и милосердным.

О позитивных результатах программы положительно отозвались и родители, например, мама третьеклассника:

– О грантовой программе «Жизнь без границ» я услышала по местному радио. Связалась с организаторами, рассказала о наших проблемах. Нас сразу же включили в группу. Мой сын очень замкнутый, стеснительный и застенчивый ребёнок, слабо ориентированный на общение с окружающими. В первые месяцы занятий даже не забирал работы домой.  Затем начал сам показывать то, что сделал, отвечать на вопросы, а потом уже эмоционально рассказывал о том, как мастерил объемную открытку или рисовал. Педагоги смогли найти подход к моему ребёнку, развить эмоциональный интеллект, ему нравится находиться в кругу этих людей. Они внедрили моего сына в коллектив, в котором ему хорошо и комфортно, радостно и спокойно. Впервые за 11 лет у него появились друзья.

А вот искренний отзыв мамы одной пятиклассницы:

– Моя дочь инвалид второй группы. У неё сильнейший дефицит внимания, повышенная утомляемость, она не умеет самостоятельно работать. Учитывая специфику заболевания, её не брали ни в один кружок. В программу «Жизнь без границ» нас включили без проблем, перед началом программы прошло предварительное собеседование, на котором мы обсудили все проблемы дочери, за ребёнком закрепили педагогов, которые терпеливо и доброжелательно весь год работали с моей девочкой. Она стала менее тревожной, более внимательной и уверенной в себе, многому научилась, поверила в себя.

Александр БЛИНДЕР

Расписание транспорта

Полезные услуги