Наши люди

Живая профессия

5 октября – Всемирный День учителя

 07

В школьные годы Анна ЛИПОВЕЦКАЯ, ныне педагог высшей квалификации, совсем не мечтала быть учителем. Её любимым чтением были детективы. Из сериалов предпочитала милицейские, типа «Улиц разбитых фонарей». И работать она хотела в правоохранительных органах – расследовать преступления, ловить бандитов.

Но в тот год, когда ей вручили аттестат о среднем образовании, получить направление в школу милиции и поступить на бюджетное обучение не удалось. Самой доступной была наша Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия (нынешний Приамурский госуниверситет). А из его факультетов она выбирала между филолого-историческим и географии и природопользования. Из школьных предметов любимой была история – благодаря замечательному преподавателю школы № 1 Альбине Александровне Тимрук. Но перевесила внутренняя тяга Анны к природе.

В 2013 году она получила диплом преподавателя географии и биологии. За минувшее время поняла, что сделала правильный выбор, и продолжила обучение сначала в магистратуре, потом в аспирантуре.

В науку не пошла. Уже в 2014 году своё образование совместила с педагогической практикой в школе № 11, где работает и сегодня. И об этом не жалеет. Но свой исследовательский потенциал, который она развила в академии, успешно реализует сама и стремится выявить его у своих учеников.

Предметы, которые преподаёт Липовецкая, дают педагогу большой простор. Исследования живой природы сейчас выходят на первый план. Биологию не зря называют наукой XXI века. Она стремительно развивается. То, что считалось конечной истиной ещё лет десять-двадцать назад, подвергается существенным уточнениям.

– К сожалению, учебники не поспевают за развитием науки. Они не меняются десятилетиями, – сетует Анна Андреевна. – Поэтому стараюсь непрерывно актуализировать свои знания, быть в курсе новых открытий и идей – прежде всего, через интернет, конечно. И ребят приучаю критически относиться к материалу, изложенному как в учебнике, так и в Сети, проверять его. Пользоваться не только популярной Википедией, в которой, как известно, много ошибочного, но и серьёзными интернет-ресурсами. Такими, как поисковая система Google Академия или научная электронная библиотека eLibrary.

08

Заинтересовать учеников предметами, которые преподаёт Анна Липовецкая, сегодня не так просто. Старшеклассники нацелены на углублённое изучение тех дисциплин, по которым нужно сдавать ЕГЭ для поступления в вуз. Биология и география – не самые востребованные. В 2021 году науку о живой природе выбрали как профильную лишь 127 тысяч российских выпускников – это в пять раз меньше, чем обязательный русский и в два с половиной раза, чем обществоведение. География популярна ещё меньше: её сдавали лишь 14,5 тысячи человек.

– Может, потому что медицинские вузы, куда чаще всего требуется экзамен по биологии, сегодня не так популярны, как раньше? – предполагаю я.

– Наверное, – отвечает Анна Андреевна. – Профессия сложная и не самая оплачиваемая. Но ещё влияет то, что ЕГЭ по биологии, обязательный для поступления в медвузы, очень сложен. А некоторые вопросы теста касаются тем, которые либо слабо раскрыты в учебниках, либо вообще не входят в программу. Например, такие сложные разделы, как генетика, биохимия. Поэтому с ребятами, которым нужно сдавать биологию, я провожу дополнительные консультационные занятия.

Её слова подтверждают опять же данные ЕГЭ по стране. Биологию в этом году не сдали больше всего абитуриентов – 18,6 процента выбравших этот предмет. У Липовецкой тоже один ученик не набрал проходной для положительной оценки балл – он надумал сдавать биологию спонтанно, на дополнительные занятия не ходил. Этот случай стал первым в её практике и очень расстроил педагога. Но ещё раз подтвердил, что время на дополнительные занятия со старшеклассниками она тратит не напрасно.

А свободного времени Анне Андреевне вообще-то катастрофически не хватает. Нагрузка в школе у неё практически предельная: уроки и в первую смену, и во вторую. И это бы ничего: от уроков она, конечно, устаёт, но они же приносят и наиболее счастливые в работе моменты. Когда ученик выступает с толковым докладом, когда на уроке вспыхивает интересная дискуссия, когда видишь пытливые глаза ребят при объяснении материала – усталость проходит. Больше утомляет обилие бумажных отчётов, которые требуют с педагогов и классных руководителей.

Раньше на это тратился единственный на неделе выходной. В этом году школа наконец перешла на пятидневку. Суббота по-прежнему уходит на подчистку того, что не успела за неделю, зато воскресенье – в её распоряжении. Некоторые свободные дни она отдаёт себе, но зачастую проводит их со своим девятым классом, которым руководит четвёртый год. Совместные выходы в кино, на театральные спектакли, музейные выставки, экскурсии на природу вошли в правило. А в последнее время класс подружился с общественной организацией защиты животных «Добрые руки». Школьники приносят корм, помогают ухаживать за бездомными собаками и кошками. Некоторые забрали питомцев домой.

Сама Анна Андреевна хотела бы тоже держать собаку. Но режим работы не позволяет: в будни с утра до вечера в школе, а с лохматым другом нужно заниматься, гулять. Несколько лет назад купила игуану, но быстро поняла, что и эта ящерица нуждается в общении. Пришлось отдать её в другие заботливые руки. А вот хищники – венерина мухоловка, жирянка, саррацения, росянка – прижились у Анны в квартире. Эти живые организмы – растения, но особые. Они дополняют обычное питание с помощью фотосинтеза ловлей мелких насекомых. Такого ухода, как животные, растения-хищники не требуют, и Анна надеется, что её коллекция будет разрастаться.

Если же вернуться к профессиональной деятельности нашей героини, то работа в школе сегодня и увлекает её, и удовлетворяет творческие потребности. Возможно, эти чувства сохранятся и дальше. Но Анне нет ещё и тридцати – как говорится, всё впереди. На досуге и в качестве подработки она редактирует чужие статьи, пишет на заказ и размещает в интернете свои. Чтобы повысить квалификацию в этом деле, учится на онлайн-курсах. Менять свою профессию пока не намерена. Полученные навыки пригождаются ей и на учительском поприще, на котором чем больше знаешь и умеешь, тем интереснее ты ученикам. Для себя же она пробует писать стихи, рассказы. И кто знает – может, мы ещё услышим об Анне Липовецкой не только как о педагоге...

Михаил КЛИМЕНКОВ

Расписание транспорта

Полезные услуги