Из первых уст

Последний автобус

Непростой разговор с мэром Биробиджана о пассажирских перевозках

«В 21:28 из Хабаровска пришла последняя электричка. Было вовсе не холодно, но перспектива добираться до дома пешком не радовала. Светофор рядом с привокзальной площадью переключился на ночной режим работы, раздражая мигающим желтым светом. Через 20 минут стало понятно, что автобус можно ожидать только утром. Засада...» Такую историю поведал мне товарищ в печальных вечерних красках. Подобную я слышал много раз от знакомых и не знакомых мне людей. Знает ли о жалобах на работу общественного транспорта мэр Биробиджана Александр ГОЛОВАТЫЙ? Это был первый вопрос, который я задал градоначальнику в ходе нашей недавней встречи.

04

– Конечно, знаю, – отвечает Александр Сергеевич. – Я живу не в Африке, а в Биробиджане и слышу об этом не только от сторонних людей, но и от тещи, тестя и, кажется, даже из утюга, когда глажу утром рубашку. Проблема есть, но она связана вовсе не с нехваткой автопарка на территории городского округа, а с бесконтрольным исполнением графиков движения автобусов и расписания. Сейчас у нас всё складывается следующим образом: в часы пик предприниматели устраивают гонки, и вы наверняка были их свидетелем, а в вечернее время, когда пассажиров единицы, водители могут себе позволить не поехать – кто проверит? Конечно, если график нарушается грубо и неоднократно, люди начинают бить в колокола, информация доходит до нас – и мы принимаем определённые меры реагирования, но это история долгоиграющая. Много было разговоров о том, что напрасно пригласили частных перевозчиков, которые никому не подвластны. Чтобы взять исполнение графика перевозок под тотальный контроль, есть много программных продуктов, компьютерных систем, позволяющих обеспечить передачу сигнала с того или иного автобуса в режиме реального времени с привязкой к конкретной точке и расписанию. Почему же мы не используем эти технологии? Существует Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». Согласно ему перевозчик определяется конкурентным способом, то есть в соответствии с Федеральным законом № 44. Мы должны сформировать максимальную цену контракта на право обслуживания маршрута и разместить её на электронных торгах. У нас перевозчики имеют только маршрутные карты – стало быть, они не обременены какими-либо обязательствами.

Ещё два-три года назад мы просчитали, что, согласно предложенной нам федеральной методике расчетов, каждый маршрут будет убыточным и потребует огромных дотаций из городского бюджета, которые находятся за пределами наших возможностей. Поэтому, ссылаясь на Бюджетный кодекс, сформировали контракты в соответствии с возможностями бюджета. Начальную цену на каждый из маршрутов обозначили в 20 000 рублей. Когда стали размещать аукционы, столкнулись с жалобами перевозчиков, замечаниями со стороны прокуратуры и федерального казначейства, на которые, разумеется, должны были реагировать. На всевозможные споры и рассмотрения ушло полтора года. Только на днях появился документ от 30 сентября 2021 года, в котором указано, что мы должны действовать в пределах своих бюджетных возможностей. В результате уже первый аукцион показал следующее: 3,5 миллиона будет уплачено в городской бюджет за право обслуживать два маршрута. По всем муниципальным маршрутам процедура контрактации должна завершиться до 15 ноября 2021 года. По многим аукционам у нас уже имеется по 15-20 заявок, интерес перевозчиков очевиден. Заключение контрактов позволит нам внедрить автоматизированную систему контроля за работой пассажирского транспорта посредством специальной онлайн-программы. Таким образом, в случае грубого нарушения графика и расписания, мы сможем признать перевозчика недобросовестным и применить определенные санкции вплоть до расторжения контракта. На внедрение такой программы, с учетом зарплат диспетчерам и налогов, уйдет 1 миллион 600 тысяч рублей. Согласитесь, что это незначительная сумма, если учесть, что заключение всех контрактов с перевозчиками позволит привлечь в городской бюджет примерно 40 миллионов рублей.

05

Что касается внедрения системы тотального контроля за перевозчиками, мы должны это сделать до конца текущего года. Специалистам мэрии изо дня в день приходится выслушивать немало нареканий по поводу работы транспорта, но я говорю им: «Закрываем уши, делаем свою работу».

– Какой вам видится судьба муниципального транспортного предприятия?

– Чтобы вы понимали, я сам вырос на облученской автобазе, у меня там отец работал главным механиком, и для меня автотранспортное предприятие – это кусок детства, которым я очень дорожу. Так вот, когда я пришёл работать руководителем в Биробиджан, первое, что мне досталось буквально на второй день пребывания в должности, – митинг возле мэрии. Взволнованные дачники спрашивали, почему дачные автобусы не вышли на маршруты. Я объяснил, что через неделю они поедут. Так и случилось. На собрании в ПАТП я признал, что не могу гарантировать работникам выплату зарплаты. На одну баранку – четыре рта, при доходах предприятия шесть миллионов – 12 миллионов расходов! Когда ПАТП обанкротили, количество маршрутов уменьшилось, а людей всех оставили на предприятии. Что мы делаем сегодня? Выделяем десятки миллионов дотаций на покрытие убытков. На то есть и объективные, и субъективные причины. Предприятием обслуживалось очень много убыточных маршрутов с низким пассажирооборотом. Сейчас организация находится не в лучшей форме: хотя автопарк обновлен, но она, к сожалению, по-прежнему не конкурентоспособна на рынке транспортных услуг. И всё же буквально несколько часов назад я сказал директору МУПа Ирине Фёдоровне Алёшичевой, чтобы она не вздумала опускать руки. Будем работать и предприятие не сдадим! У нас есть понимание того, что по каким-то убыточным маршрутам конкурсы не состоятся, перевозчики от них просто откажутся, но за счет средств, вырученных от контрактации по выгодным маршрутам, мы сможем финансово оздоравливать предприятие и дополнительно выделять ему средства на покрытие убытков. Оптимальный объем сил и средств МУПа, перспективы его работы на ближайшие пять лет можно будет определить только после 15 ноября, когда состоятся все конкурсы – и мы узнаем их итоги.

Записал Александр ДРАБКИН

ДЭК-МИР

Полезные услуги

Расписание транспорта